Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Блог
Главная » УЗИ суставов » 2017 » Май » 20 » УЗИ коленных суставов
5:36 PM

УЗИ коленных суставов

УЗИ является ценным инструментом в исследовании коленных суставов. Хотя она не в состоянии конкурировать с магнитно-резонансной томографии (МРТ) в идеальном осмотре менисков, крестообразных связок или костных патологий, УЗИ обеспечивает превосходную детальную визуализацию в анатомии и патологии разгибательного аппарата ноги, подколенной ямки, медиальной и латеральной части колена и замечательно отличает кисту от тканевых образований.

УЗИ колена при тендинозе

УЗИ коленных суставов

Тендиноз обычно поражает проксимальный конец связки надколенника (в месте активного сгибания колена) и считается результатом чрезмерной нагрузки несмотря на то, что и другие различные этиологические теории были предложены. Гистологически нарушаются нормальные, хорошо организованне структуры коллагеновых пучков. Увеличивается количество мукоидного основного вещества и клеточных инфильтратов, особенно присутствуют большое число теноцитов. Капиллярные пролиферации и отложения хрящевой и костной ткани являются также особенностью тендиноза, при этом воспалительные изменения отсутствуют.

УЗИ коленных суставов показывает гипоэхогенный отек проксимальнее надколенника, обычно зоны прилегающей к нижнему полюсу надколенника. Очаговый отек, обычно задней области включает в себя только часть ширины сухожилия. Глубокие поверхности плохо определяются на ультразвуковом сканировании. Область паратенона может быть утолщена. Гиперэхогенные очаги окостенения или обызвествления сухожилия и гиперостоза в нижнем полюсе надколенника могут присутствовать в старых случаях. Вообще его хорошее совпадение результатов между УЗИ коленного сустава и МРТ в оценке распространенности морфологических изменений, и даже бессимптомные морфологические изменения являются общими. Неваскуляризация определяется по цветному или энергетическому допплеровскому картированию и сильно коррелирует с болью. Аномального допплеровского сигнала меньше бросается в глаза, когда сухожилия находиться в положении растяжения и становиться более очевидным после нагрузки. Повышенная васкуляризация предполагает лучший прогноз, а вот неоднородность говорит о более худшем результате. Переход от тендиноза до полного разрыва сухожилия по толщине большая редкость.

Лечение «колена прыгуна», как правило, консервативное и включает в себя физиопроцедуры. Однако, сухая пункция и инъекции аутологичной крови или глюкокортикоидов под контролем УЗИ в коленный сустав выступает в качестве процедуры, которая направлена на уменьшение неоваскуляризации.

Что касательно разрыва четырехглавой мышцы бедра и связки надколенника, то на УЗИ коленных суставов они встречаются не так часто, как повреждения вращающей манжеты плеча или Ахиллова сухожилия. Механизм разрыва четырехглавой мышцы связан с резким сокращением при разгибательных движениях в колене. Пациенты, как правило, среднего возраста или старше и могут иметь системное заболевание, таких как ревматоидный артрит, сахарный диабет, подагра, системная красная волчанка, сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность и гиперпаратиреоз. Пациенты с отеком и невозможностью сгибать колено обычно имеют выпот в полость сустава без повреждения сухожилия и могут иметь одинаковую клиническую картину, сходную с частичным разрывом сухожилия, при этом проведение усльтразвукового исследования помогает четко разобраться в ситуации.

Большинство разрывов являются неполными и в типичных случаях включают компонент поверхностной прямой мышцы бедра в сухожилии четырехглавой мышцы. Повреждение происходит в дистальных отделах на 1-2 см сухожилия или в месте его вставки в коленную чашечку. УЗИ колена показывает разрыв сухожильных волокон, которые легче определить, если место повреждения занято гипоэхогенной гематомой, которая может прослеживаться подкожно, а также между слоями мышц и сухожилий. Проксимальное край сухожилия поднимается вверх и может быть более заметным на УЗИ коленного сустава если сделать легкое сгибание колена.

Полное повреждение сухожилия четырехглавой мышцы бедра также вовлекает его дистальный отдел, хотя иногда такое повреждение можно увидеть у проксимального полюса надколенника. Если вовлечены все слои сухожилия, то припухшие края сухожилия отделены друг от друга неорганизованной гематомой, которая может прослеживаться и в соседних тканях. Если повреждение происходит возле прикрепления сухожилия к надколеннику, то исследование более очевидно видит этот разрыв и помогает различать полные и неполные разрывы.

УЗИ коленного сустава обладает 100% чувствительностью для частичного и полного разрыва сухожилия четырехглавой мышцы и 100% специфичность для полного повреждения. Разрывы сухожилия в области надколенника захватывают проксимальные его отделы. Они встречаются реже, чем простые повреждения четырехглавой мышцы и происходят из-за спортивных травм у молодых пациентов. На исследовании может быть уже существующий тендиноз. Пациенты обращаются к нам на ультразвуковое исследование с болью, отеком и неспособностью нормально сгибать колено. Рентгенограммы часто выявляют проксимальное опровержение надколенника. УЗИ коленного сустава показывает, заполненный жидкостью дефект в сухожилии и неправильной, избыточный по толщине внешний вид дистального его сегмента.

Болезнь Осгуда–Шлаттера на ультразвуковом исследовании

Болезнь Осгуда–Шлаттера возникает у молодых людей (подростков) и является следствием хронического авульсивного стресса, где сухожилие коленной чашечки вплетается в тибиальный бугорок. УЗИ коленного сустава показывает, что основная травма происходит в апофизе, а изменения сухожилия являются вторичными. У пациентов присутствуют значительные боли или легкая болезненность с отеком мягких тканей ниже коленной чашечки. Диагноз, как правило, клинический, который необходимо подтвердить на ультразвуковом исследовании.

УЗИ колена показывает опухоль дистального отдела сухожилия надколенника, апофизит хряща и воспаление претибиальных мягких тканей, раздробление центров окостенения и вздутие инфрапателлярной бурсы. Повышенная васкуляризация обычно присутствует в сухожилии и бурсе. Подобные видоизменения, но в нижнем полюсе надколенника рассматриваются при заболевании Синдинга-Ларсена–Юханссона.

Синовиальная жидкость в колене на ультразвуковом сканировании

УЗИ коленных суставов обнаруживает небольшие количества синовиального выпота в супрапателлярной бурсе, которую хорошо видно в углублениях по обе стороны от коленной чашечки. Большие выпоты распространяется проксимально и клинически может имитировать сплошное образование. Первые результаты синовиальной гипертрофии проявляются в виде в гипоэхогенного утолщения стенки заворота. В запущенных случаях бурса растянута и имеет твердый паннус. Цветной и энергетический допплер различает активные паннус, который является сосудистым и фиброзным наложением. В контрасте с этим, уменьшение сигнала энергетического допплера показывает снижение перфузии в ответ на лечение.

Посттравматический гемартроз содержит гипоэхогенную жидкость, хотя гиперэхогенные тромбы могут также присутствовать. Липогемартроз возникает из-за попадания медуллярного жира через внутрисуставной перелом. При этом УЗИ коленного сустава вскоре после травмы показывает два слоя на которые разделена жидкость. Первый уровень жидкости представляет гиперэхогенный жир, который плавает над вторым гипоэхогенным слоем крови. Примерно через 3 часа происходит разделение сыворотки крови и красных кровяных телец (эритроцитов). Таким образом, отдельно можно увидеть уже три слоя жидкость. Первый содержит гиперэхогенный жир, средний слой имеет смесь сыворотки крови и синовиальной жидкости, и нижний слой – это гипоэхогенные эритроциты. Таким образом, УЗИ коленных суставов является более точным, чем рентгенограммы в определении липогемартроза.