Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Блог
Главная » УЗИ детям » 2017 » Июнь » 20 » УЗИ почек детям в норме и при патологии
4:38 AM

УЗИ почек детям в норме и при патологии

Ультразвуковое исследование (УЗИ) играет важную роль в диагностической визуализации опухолей почек у детей, потому что оно легко выполняется без седации и не имеет ионизирующего излучения. На полутоновых серошкальных изображениях можно легко отличить твердое поражение от кистозного. Цветовое допплерография и спектральный анализ используется для оценки целостности почечных сосудов.

После того как УЗИ почек у ребенка продемонстрировало подозрение на злокачественное новообразование, дополнительно выполняется КТ или МРТ для более четкого определения степени заболевания. Опухоль Вильмса - наиболее распространенная в педиатрии опухоль почек. Имеются четкие клинические и ультразвуковые критерии, которые помогают в дифференциации опухоли Вильмса с другими почечными образованиями у детей.

Нормальная сонографическая анатомия почек в педиатрии

Размеры почки и эхогенность паренхимы зависят возраста больного. Наиболее часто используемые измерения размеры – это длина от верхнего до нижнего полюса. На понимать, что размер длины почек, полученных у пациента в положении лежа на спине или в положении лежа на боку имеют тенденцию быть немного выше, чем полученный если ребенок лежит на животе.

Кортикальная эхогенность новорожденных и грудных детей имеет тенденцию быть выше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Она обычно совпадает или превышает эхогенность прилегающей печени или селезенки, в то время как кора почки у пожилых лиц является гипоэхогенна по отношению к этим органам. Повышение кортикальной эхогенности у ребенка, как считается, обусловлено увеличением клеток и количества корковых клубочков, что приводит к более акустическому эффекту. У здоровых доношенных новорожденных почечная кортикальная эхогенность обычно не больше, чем в печени или селезенке. В отличие от почечной кортикальной эхогенности у недоношенных детей, которая часто гиперэхогенна чем эти органы.

Чем более недоношенный ребенок, тем больше вероятность, что почечная кора будет гиперэхогенная. В младенчестве снижение эхогенность почечной коры появляется уже после 1 года она, как правило, она становиться гипоэхогенной по отношению к соседним печени или селезенки. У младенцев менее 1 года в медуллярные пирамиды проявляются более заметной гиперэхогенностью, чем у детей старшего возраста и взрослых. Этот вид, как считается, возникает из-за большего медуллярного объема и меньшего объема коры почки у младенцев.

Наконец, почечный синус у новорожденных и грудных детей является менее эхогенным, чем у детей старшего возраста и взрослых, из-за относительной скудности жира в этом месте. Эхогенность почечного синуса увеличивается с возрастом и подходит по виду к взрослым уже в подростковом возрасте. Как правило, почечная лоханка при измерении составляет 10 мм или менее в диаметре, а переднезадней и не связан с дилатацией чашечно-лоханочной системы. Стенки собирательной системы в норме не видны. Ее утолщение предполагает наличие инфекции мочевыводящих путей, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, или хроническую непроходимость.

Почечные опухоли Вильмса на УЗИ

Опухоль Вильмса составляет примерно 6% от всех детских новообразований и является наиболее частой педиатрической проблемой опухолей почек. Текущая 5-летняя выживаемость превышает 90%. Большинство проявлений опухоли Вильмса появляются в течение первых 5 лет жизни, со средним возрастом на момент постановки диагноза для мальчиков с односторонней болезнью 41,5 месяцев по сравнению с 46,9 месяцами для девочек. Для детей с двусторонней болезнью средний возраст на момент постановки диагноза составляет 29,5 месяцев для мальчиков и 32,6 месяцев для девочек. Опухоль Вильмса - это редкая опухоль на УЗИ у новорожденных с менее 0,16% случаев происходят в этой возрастной группе. Примерно 6% опухоли Вильмса являются двусторонними. Хотя большинство этих опухолей появляется у одного члена семьи, около 1% являются семейными. Режим наследования обычно аутосомно-доминантный с переменной пенетрантностью и экспрессивностью. Нарушений внепочечного встречаются примерно у 8% пациентов, у которых опухоль Вильмса, в том числе врожденных спорадическая аниридия, и дисбактериоз расстройств, таких как hemihypertrophy. Определенные генетические синдромы также ассоциированы с опухолью Вильмса, в том числе трисомия, синдром Беквита-Видемана, и WAGR (опухоль Вильмса, аниридия, мочеполовые аномалии, умственная отсталость) и DRASH (мужского псевдогермафродитизма и прогрессирующий гломерулонефрит) синдромы.

Опухоль Вильмса, как предполагается, развивается в результате аномального гистогенеза. Бластема почечной ткани считается предвестником опухоли Вильмса. Развития почек плода завершается на 36 недели гестации, и почки нормальных доношенных детей не должны содержать никаких остаточных очагов почечной бластемы.

Гистологически опухоль Вильмса содержит эпителиальные, стромальные и элементы бластемы. Гистология опухоли - самый важный прогностический фактор. Благоприятная гистология определяется в примерно 90% всех новообразований, состоящих из достаточно хорошо дифференцированной почечной ткани с эмбриональными или недоразвитыми клубочками и образованием канальцев, окруженных стромальными клетками шпинделя. Опухоль может иметь компоненты поперечно-полосатых мышц, волокнистой соединительной ткани, хряща, кости и жировой ткани. Неблагоприятная гистология возникает в около 10% опухолей, в особенности анапластических, включая изменчивость в размерах и форме ядер, укрупненными гиперхромными ядрами и большим количеством фигур митоза.

Опухоль Вильмса по данным УЗИ может возникнуть в любой части почки. Чаще всего ее рост бывает экзофитным, но обычно расширяется в почечной паренхиме, поэтому смещает и искажает чашечно-лоханочную систему. Она обычно твердая и имеет псевдокапсулу, что отделяет его от нормальной почечной паренхимы. Почечная капсула, как правило, остается неповрежденной и редко, опухоль прорывает капсулу и распространяется на внепочечного пространства. Районы центральной кровоизлияния и некроз может привести к кистозным внешний вид. Местные метастазы в регионарные лимфатические узлы часто. Иногда там может быть уротелиальная распространение. Образование может вторгнуться в почечную и нижнюю полую вену. Важно задокументрировать венозное расширение в предоперационном периоде, так как ее присутствие влияет на хирургический подход. Отдаленные метастазы чаще возникают в легкие и печень. Расширение почечной вены объясняется высокую частоту (от 12% до 20%) гематогенных метастазов в легкие на момент диагностики. Хотя многие метастазы в легкие выявляются при рентгенографии грудной клетки, КТ важно для проверки наличия или отсутствия метастазов небольших размеров. Пневмоторакс иногда осложняется метастазами при анапластической форме опухоли Вильмса.

При визуализации опухоли на ультразвуковом сканировании необходимо определить размер и местонахождение первичной опухоли, местное распространение и место отдаленных метастазов. Визуализация используется также для наблюдения людей, подверженных риску развития опухоли первичного или рецидивного образования. Спорадически опухоли обычно диагностируются путем наблюдения при вздутии живота и при пальпации брюшной полости.

Опухоли, связанные с передачей семейных и генетических синдромов, часто обнаруживаются при обследовании. Скрининг на опухоль Вильмса у пациентов, связанных с ним синдромов должны начинаться в диагностике синдрома с серийным УЗИ почек каждые 3 - 4 месяца в течение от 5 до 7 лет. Длительность обследования зависит от возраста презентации опухоли Вильмса в состоянии предрасполагающих. В возрасте от 5 до 7 лет, в зависимости от конкретного состояния под наблюдение в виде скрининга может быть прекращена, поскольку риск развития опухоли Вильмса значительно уменьшается.

УЗИ почек обычно первый метод визуализации, проводимый у ребенка, когда у него прощупывается образование в брюшной полости. Опухоли Вильмса обычно крупные, резко выступающие, с гиперэхогенной относительно нормальной почечной паренхимой. Гипоэхогенные зоны в пределах опухоли могут быть обусловлены кровоизлиянием, некрозом или расширением чашечек. Из-за высокой частоты распространения опухоли Вильмса в почечной вене, нижней полой вене (НПВ), а иногда в правом предсердии, тщательного надо анализировать и исключать опухолевый тромб с помощью цветового допплеровского картирования и спектрального анализа на УЗИ почек у детей с является обязательным. Венозное расширение диагностируется, когда идентифицируется гиперэхогенный внутрисосудистый фокус. Эта ситуация может помешать адекватной оценки на УЗИ венозных структур, особенно у беспокойных детей. Ультразвуковое исследование обычно бывает полезным для определения проходимости нижней полой вены. Опухоли Вильмса, как правило, большие, но точная ультразвуковая оценка НПВ может быть затруднена из-за возникающих активных перемещений и сжатия ее массивной опухолью.

Современное лечение опухоли Вильмса является хирургическая операция с адекватной химиотерапией. Противоположной почки исследуется для исключения синхронной двусторонней опухоли. Лучевая терапия может использоваться после операции. Большинство онкологов считают, что 2-летняя безрецидивная выживаемость после лечения свидетельствует о восстановлении.

Операции с дополнительной химиотерапией и облучением привело к 2-летней выживаемости более 90% у пациентов, которые имеют благоприятные возможности по данным гистологического контроля. Однако, смертность остается высоким у детей из-за неблагоприятных особенностей опухоли. Последующие обследования после лечения включает в себя серийное КТ грудной клетки и УЗИ брюшной полости и МРТ.



Еще статьи по теме: