Одна очень хорошая знакомая родителей курируемого участковым педиатром пациента, женщина образованная и интеллигентная, каждый раз, когда видела их полуторагодовалого малыша в подгузнике, начинала рассказывать одну и ту же историю: она приучила свою дочь писать над раковиной под струю воды с первого дня её рождения. И с особой гордостью добавляла: «Она у меня ни одной пелёнки не испачкала!»
Конечно, я понимаю её: ведь в то время женщинам по всему миру приходилось перестирывать тонны пелёнок, потом сушить их и гладить. А впереди их снова ждала глажка, стирка и вываривание. Но отсутствие пелёнок было не единственной причиной, по которой малышей начинали приучать к горшку, как только те начинали сидеть. К первому году жизни ребенка необходимо было отдавать в ясли, и он должен был уметь устраивать свои туалетные дела. Поэтому исторически в нашей стране использовалась методика раннего приучения к горшку, в которой ключевая роль отводилась родителям. Они должны были вовремя распознать тот самый момент и донести ребёнка к раковине или горшку.
С приходом в нашу жизнь прогресса многие взгляды и подходы к решению ежедневных проблем неоднократно пересматривались. Это касается и одноразовых подгузников. С их появлением не только родители, но и педиатры во всем мире задумались, когда ребёнок может быть готов «к горшку» с физиологической точки зрения. И здесь уже во главу угла ставились потребности и возможности малыша, а не его родителей.
Большое количество проведенных исследований, анализ физиологических особенностей строения сфинктеров мочевого пузыря и кишечника, «взросления» центральной нервной системы показали, что ребёнок способен сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию в возрасте около 18 месяцев (1,5 лет), т.е. тогда, когда проявляются основные признаки готовности «отпускать» физиологические отправления в горшок.
Поэтому родители решили не форсировать события, а стали наблюдать за нашим малышом, тем более, что это очень приятное и подчас забавное занятие. Выяснилось,что основных признаков готовности на самом деле не так-то и много.
Для начала взрослые поняли, что могут предсказать, когда малыш захочет «писать» или «какать» (используем народные термины). Период, во время которого он может оставаться сухим во время прогулки или после сна, приблизительно равен двум часам. Если говорить простым языком, то: малыш позавтракал, потом в течение часа после это сделал все свои «дела», и мы спокойно можем отправиться на 1,5-часовую прогулку без подгузника (это при условии, что день выдался тёплым и вы захватили сменную одежду).
Потом заметили, что когда малыш писает в подгузник, он расставляет ножки и смотрит, что с ним происходит, а когда хочет какать, то забивается в какой-нибудь уголок и делает отстранённое лицо – значит, он уже понимает суть происходящего.
Когда родители забывали сменить ему подгузник, он приносил нам его сам. А когда они просили его выбросить этот подгузник в мусорное ведро, то он с радостью это делал сам.
Теперь, когда, по нашим наблюдениям, малыш физиологически готов, мы точно знаем, что процесс приучения к горшку будет намного проще и быстрее, даже без использования разного рода «музыкальных» горшков.
Кстати, родители купили специальное детское сидение, ступеньку для ног и решили приучать его сразу к унитазу.
Подробную информацию и дискуссию по обмену опытом на вышеуказанную тему можно изучить на следующем сайте в интернете: http://pregnancy.org.ua/baby/article87520.html
09.03.2012 г.
Тимошенко В.Н., врач-педиатр высшей квалификационной категории,
кандидат медицинских наук, доцент
Еще статьи по теме:
|