Серошкальное УЗИ шеи
УЗИ шеи оценивает размер, форму, протяженность, края, эхогенность, внутреннюю архитектуру (гомогенная / гетерогенная, кистозные изменения, кальцификация) и местоположение различных образований. Размер поражения, который определяется при ультразвуковой диагностике, сам по себе является плохим предиктором его природы. Последовательное увеличение размера может быть более полезным при выявлении злокачественных поражений щитовидной железы, слюнных желез и лимфатических узлов.
Злокачественные лимфатические узлы, как правило, имеют круглую форму, тогда как доброкачественные узлы обычно имеют эллиптическую форму. Однако следует иметь в виду, что нормальные подчелюстные узлы также могут быть круглой формы. Опухоли оболочки нерва могут быть веретенообразными, а злокачественные узлы щитовидной железы выше, чем широкие, но в остальном форма играет ограниченную роль в прогнозировании характера поражений.
Края образования шеи на УЗИ, являются хорошим показателем доброкачественности / злокачественности для поражений щитовидной железы и слюнных желез. Злокачественные поражения имеют тенденцию быть плохо выраженными / инфильтративными / колосовидными, тогда как доброкачественные поражения обычно хорошо определены; однако, обратное имеет место для лимфатических узлов. Доброкачественные узлы имеют тенденцию быть плохо определенными, поскольку они инициируют периаденит, таким образом размывая границы узла. Наличие плохо определенных краев в злокачественном узле в противном случае является хорошим показателем экстракапсулярного распространения, плохим прогностическим показателем.
Эхогенность поражений при проведении УЗИ шеи можно сравнить с соседней железистой паренхимой или другими структурами, обычно мышечными структурами. В щитовидной железе вероятность малигнизации повышается, когда эхогенность образования понижается. Злокачественные узлы также имеют тенденцию быть гипоэхогенными, за исключением метастатических узлов из папиллярной карциномы щитовидной железы, которые являются гиперэхогенными. Большинство поражений слюнных желез гипоэхогенные по сравнению с соседней здоровой паренхимой, тогда как комочки шеи имеют переменную эхогенность.
Внутренняя эхогенность образования шеи на УЗИ часто помогает предсказать характер поражения. Злокачественные поражения щитовидной железы и слюнных желез, как правило, неоднородны, а метастатические узлы из плоскоклеточного рака (ПКР), туберкулезного (TБ) и папиллярного рака щитовидной железы часто демонстрируют кистозные изменения. Отсутствие хиларной архитектуры обычно наблюдается в злокачественных узлах, но может сохраняться в более мелких узлах, где медуллярные пазухи не вовлечены опухолевыми клетками. Точечная кальцификация наблюдается при папиллярной карциноме щитовидной железы и ее метастатических узлах, в то время как грубая кальцификация может наблюдаться при доброкачественной многоузловой щитовидной железе, медуллярном раке щитовидной железы и ее метастатических узлах и туберкулезных узлах после лечения, а также криволинейная кальцификация при венозных мальформациях сосудов (представляющих флеболиты).
Местоположение поражения также является хорошим предиктором его природы, особенно потому, что метастатические узлы в шее имеют известное распределение (в зависимости от местоположения первичной опухоли), а при ультразвуковом исследовании зависят от места расположения. Расположение дермоидной / эпидермоидной, кисты щитовидной железы, ветвистых кист, параганглиомы сонной артерии, блуждающей / симпатической шванномы, ранулы и т. д. Определяются анатомически / эмбриологически, что способствует их идентификации.
Существуют ли какие-либо особенности в градациях серого, которые являются точными предикторами характера поражения на УЗИ шеи? В щитовидной железе наличие солидного, гипоэхогенного, с плохо определенными границами, неоднородного, более высокого, чем широкого узла с тонкой эхогенной кальцификацией, с большой вероятностью будет диагностироваться папиллярный рак щитовидной железы. С другой стороны, губчатый внешний вид (совокупность микроцистных компонентов в> 50% объема узла) и наличие артефакта хвоста кометы могут указывать на доброкачественную патологию. Точно так же сетчатый узел и псевдокистозный внешний вид лимфатического узла могут указывать на лимфому, матирование узла и отек мягких тканей с интранодальным некрозом будут указывать на туберкулез. Продолжение блуждающего нерва и плечевого сплетения идентифицирует шванному блуждающего / плечевого сплетения, а полосатый / перистый вид подтвердит липому. Присутствие кистозно-септатных пространств в мягких тканях шеи может указывать на лимфатический порок развития, а медленное движение туда-сюда в узле кистозно-септального узла и криволинейная кальцификация, указывает на венозный порок развития сосудов (ВВM). Поэтому во время сканирования в режиме реального времени эти признаки постоянно мысленно оцениваются, чтобы прийти к определенному диагнозу / дифференциальному диагнозу, и во многих случаях пункция действует только как подтверждающий инструмент.
Допплерография шеи
Оценивает наличие / отсутствие сосудистой системы в образовании на УЗИ шеи, распределение, внутрисосудистое сопротивление, скорости потока, а также схемы и кривые усиления. В дополнение к распределению васкулярности цветной допплер (ЦДК) также оценивает скорость потока, направление и внутрисосудистое сопротивление, в то время как энергетический допплер не дает никакой информации относительно направления потока. Тем не менее, энергетический допплер более чувствителен при обнаружении наличия / отсутствия потока и, следовательно, при определении его распределения, что важно при определении доброкачественных и злокачественных поражений в щитовидной железе и лимфатических узлах (ограничено для поражений слюнной железы, где сосудистый рисунок изменчив). Следовательно, энергетический допплер предпочтительнее цветного допплера при оценке внутриопухолевой васкуляризации в образованиях шеи на УЗИ.
Распределение сосудов в щитовидной железе: большинство доброкачественных узлов имеют перинодальную и в меньшей степени интранодулярную сосудистую сеть, тогда как злокачественные узлы имеют более выраженную интранодулярную, чем перинодулярную сосудистую сеть. Однако следует учитывать, что определенный процент солидных слабо сосудистых узлов также может быть злокачественным. В узлах щитовидной железы перед проведением биопсии важна оценка интранодулярной васкуляризации, так как фолликулярные узлы с отсутствующим / редким интранодулярным кровотоком имеют 3% вероятности рака, а не 15-20%, как в умеренно васкуляризованных фолликулярных узлах, тогда как сосудистые фолликулярные узлы имеют 50% вероятности малигнизации.
Распределение сосудов в лимфатических узлах. В современных приборах УЗИ большинство (90%) узлов> 5 мм будут демонстрировать интранодулярную васкуляризацию. Доброкачественные узлы имеют тенденцию иметь хиларную / центральную сосудистую сеть, тогда как злокачественные узлы имеют периферическую сосудистую сеть (так как ангиогенез вызывает рекрутирование сосудов на периферию узлов). Метастатические узлы могут иметь комбинацию хиларной и периферической сосудистой сети (периферическая, более выражена, чем хиларная сосудистая сеть) в узлах, где медуллярные пазухи / хиларные сосуды еще не вовлечены. Лимфоматозные узлы также имеют как внутринодулярную, так и периферическую сосудистую сеть. Туберкулезные узлы имеют участки кистозного некроза / эндартериита, и они могут казаться бессосудистыми, при этом некроз смещает питающие сосуды.
Сосудистые изменения в образованиях шеи и околощитовидной железе: аденомы околощитовидной железы имеют тенденцию показывать единственный сосуд внутри, который может разветвляться внутри аденомы. Вено-венозные мальформации часто имеют очень медленный кровоток, которое лучше видно на энергетическом допплере, нежели на ЦДК, и оставшиеся общие кистозные поражения шеи на УЗИ, кроме псевдоаневризм, не показывают значительной васкуляризации. Параганглиомы из гломусных и хромаффинных телец сонной артерии демонстрируют выраженную внутриструктурную васкуляризацию, в то время как наличие васкуляризации в опухолях нервной оболочки варьируется.
Сосудистое сопротивление: злокачественные поражения, как правило, имеют более низкое внутрисосудистое сопротивление, резистивный индекс <0,8 (1,0 для поражения слюнных желез) и индекс пульсаций> 1,6 (2,0 для поражения слюнных желез), однако диагностическая точность и достоверность такого метода может быть ограничена, и оценка таких параметров в мелких сосудах трудоемка и трудна и поэтому не выполняется в обычной клинической практике.
Эластография образований шеи
Оценивает плотность тканей путем измерения и отображения их смещений в ответ на раздражитель. Эластография может быть выполнена с помощью сонографии, а стимуляция тканей достигается либо сжатием от руки, эндогенными стимулами, такими как артериальные пульсации, либо сфокусированными импульсами УЗ, производимыми модифицированным датчиком. Датчики для эластографии в настоящее время делятся на 2 основных типа:
- Компрессионная эластография рассчитывает относительную деформацию ткани, производит качественную продукцию в виде карт с цветовой кодировкой и позволяет определить полуколичественную оценку коэффициентов деформации для областей интереса, определенных оператором. Более плотные ткани смещаются меньше, следовательно, демонстрируют меньшее напряжение, чем мягкие ткани для данного стимула
- Эластография со сдвиговой волной измеряет и отображает скорости определенного типа смещения ткани (сдвиговых волн), который увеличивается в более плотных тканях. Из этих данных можно количественно оценить эластичность ткани (модуль упругости).
Оба метода эластографии могут создавать карты с цветовой кодировкой, называемые эластограммами, в режиме реального времени, которые обычно накладываются в виде частичной прозрачности на соответствующие изображения в градациях серого во время УЗИ шеи.
Эластография в настоящее время проходит интенсивную научную оценку характеристик тканей в организме, хотя в настоящее время она остается исследовательским приложением при ультразвуковом исследовании органов шеи. Как правило, злокачественные поражения имеют тенденцию быть солидными, что соответствует снижению деформации или повышению модуля упругости, тогда как доброкачественные поражения обычно являются мягкими. Накапливаются данные небольших исследований, которые свидетельствуют о высокой точности эластографии при различении папиллярного рака щитовидной железы от доброкачественных узлов щитовидной железы и для различения метастатических и доброкачественных лимфатических узлов, однако его последовательная воспроизводимость остается неустановленной. Его полезность для других типов узлов щитовидной железы, образований слюнных желез и других областей шеи на УЗИ менее ясна. Вопросы, относящиеся к стандартизации техники эластографии, воспроизводимости, зависимости от оператора, эластографических артефактов и диагностических характеристик, либо в изоляции, и / или в сочетании с традиционной ультразвуковой диагностикой, по-прежнему необходимо решать в более крупных исследованиях, прежде чем ее можно будет использовать в обычной практике. Ни одна сонографическая характеристика не является диагностической. В обычной клинической практике сочетание характеристик, включающих оттенки серого и допплерографию (плюс эластография), помогает выяснить характер аномалии.
Краткие мысли: УЗИ области головы и шеи
В обычной клинической практике главная роль УЗИ в области головы и шеи заключается в оценке щитовидной железы и лимфатических узлов шеи и дифференцировании их от различных опухолей в шее, слюнных железах и паращитовидных железах. Поверхностное расположение этих структур делает их идеально подходящими для ультразвукового сканирования с высоким разрешением, которое по своей природе неионизирующее, легкодоступное и относительно недорогое. Высокое разрешение делает метод чувствительным при обнаружении небольших отклонений в области головы и шеи, но возникает вопрос о специфичности. Это легко преодолеть, комбинируя УЗИ с управляемой пункционной биопсией, что повышает точность диагностики. Поэтому УЗИ шеи и головы обычно объединяют с тонкоигольной пункцией для выявления поражений, определения их характера, последующее наблюдение доброкачественных заболеваний, выявления потенциальных осложнений и неблагоприятных последствий хирургического лечения. Портативность УЗИ шеи расширила его использование за пределами радиологических отделений, и в настоящее время широко используются хирургами и эндокринологами в офисных условиях для быстрого получения актуальной информации для ведения пациентов.
Стоит ли с использованием ультразвукового исслдования самостоятельно оценивать аномалии головы и шеи? Как УЗИ дополняет КТ, МР и ПЭТ / КТ, и наоборот? Эти вопросы ежедневно рассматриваются в повседневной клинической практике врачами ультразвуковой диагностики, рентгенологами и врачами, занимающимися лечением конкретных заболеваний. Использование методов визуализации зависит от клинических показаний и органа, подлежащего визуализации. В области шеи щитовидная железа на сегодняшний день является наиболее распространенным органом, который осматривают на УЗИ, и часто является единственным способом визуализации, необходимым для адекватной оценки любой аномалии. Однако даже в щитовидной железе ультразвуковое исследование имеет ограничения, которые также применимы к другим структурам в области головы и шеи, и они присущи методу. Для больших поражений УЗИ может оказаться не в состоянии оценить всю степень изменений и участие соседних структур. Для других УЗИ может быть ограничено глубоким расположением / множественностью поражений и ослаблением ультразвука воздухом и костью. Например, УЗИ иногда не в состоянии адекватно оценить расширение опухоли вне щитовидной железы с участием трахеи, пищевода и т. д. для крупных опухолей щитовидной железы. При оценке слюнных желез УЗИ не может оценить глубокую долю околоушной железы, внежелезистую / парафарингеальную степень опухоли или периневральное поражение. Для лимфатических узлов, в дополнение к неспособности оценить многие первичные раки головы и шеи, УЗИ не может оценить ретрофарингеальную, ротоглоточную или средостенную лимфаденопатию, которая может быть связана с заболеваниями этой области.
В дополнение к тщательному вниманию к технике и надежному протоколу, чтобы выполнить высококачественную диагностику шеи УЗИ, врач должен быть знаком с:
- Анатомией, известными местами локализации лимфоузлов и их дренирования, распространенных видов рака головы и шеи и типичными локализациями опухолей это области, так как они специфичны для конкретного участка.
- Ограничениями УЗИ для оценки степени больших образований, эктопического расположения паращитовидной железы, глубокой доли околоушной железы и изменениями в шее послеоперационном периоде
- Управляемой биопсией / методами лечения
- Использованием КТ, МРТ, ПЭТ / КТ и визуализация аномалий головы и шеи в случае необходимости
Еще статьи по теме:
|