Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Блог
Главная » Эхокардиография » 2020 » Ноябрь » 22 » Миокардит и эхокардиография
5:11 AM

Миокардит и эхокардиография

Миокардит — это клинический диагноз, и история болезни может указывать на первопричину. ЭКГ часто показывает тахикардию в покое с широко распространенной инверсией зубца T. Эхокардиографические характеристики неспецифичны и аналогичны характеристикам дилатационной кардиомиопатии, с нарушением систолической и диастолической функции и свидетельствами новой клапанной регургитации (например, митральной и трикуспидальной). Последовательные эхокардиографические исследования могут показать изменение функции ЛЖ или клапанные аномалии, которые будут подтверждать диагноз миокардита, а не дилатационной кардиомиопатии. При миокардите могут быть регионарные аномалии движения стенки ЛЖ.
Острый миокардит обычно является вирусным или поствирусным процессом. Это приводит к острому началу систолической дисфункции левого желудочка, которая может варьироваться от легкой и клинически невыявимой до молниеносной и смертельной в течение короткого периода времени. Хотя миокардит часто является следствием вирусной инфекции, не у всех пациентов будут доказательства предшествующего острого лихорадочного и предположительно вирусного заболевания. Клинически у пациентов с острым вирусным миокардитом наблюдаются тахикардия, гипотензия и одышка. Фибрилляция предсердий и желудочковые аритмии не редкость. Клиническое течение миокардита сильно варьирует, у некоторых пациентов разрешение может варьироваться в течение нескольких недель. У меньшинства пациентов будет острое фульминантное течение с быстрым летальным исходом. У большинства из них будет менее быстрое течение и будет определенная степень выздоровления, но часто остается дисфункция левого желудочка.

Двумерная эхокардиография должна быть ранним и универсальным инструментом при подозрении на миокардит. В остальном, эхокардиографические признаки миокардита — это почти нормальные размеры желудочков с общим снижением систолической функции. Как и в случае кардиомиопатии, степень нарушения функции может варьироваться в зависимости от региона повреждения. Вследствие первоначального поражения миокарда расширение желудочков может привести к митральной или трикуспидальной регургитации различной степени. Кроме того, воспаление висцерального перикарда может привести к перикардиальному выпоту, который обычно невелик с показателем 18%, который зафиксирован у пациентов с острым миокардитом. После того, как диагноз установлен клинически, для последующего наблюдения следует использовать эхокардиографию, потому что функция левого желудочка может улучшиться в различной степени. Степень восстановления функции играет роль в принятии решения относительно типа и продолжительности терапии, такой как снижение постнагрузки, диуретики и другие методы. Помимо анатомической визуализации, оценка глобальной продольной деформации (GLS) иногда выявляла отклонения при субклиническом заболевании или у пациентов с относительно сохраненной фракцией выброса.
Иногда картина поражения острого миокардита предполагает конкретную этиологию. Лимфоцитарный и гигантоклеточный миокардит может проявляться преимущественно поражением передней стенки и правого желудочка. Любой из этих двух диагнозов следует рассматривать, если миокардит связан с очаговым распределением аномалий движения стенок, но для подтверждения требуется биопсия миокарда.
МРТ с повышением содержания гадолиния играет важную роль в диагностике острого миокардита. Поскольку миокардит представляет собой острый воспалительный процесс, гадолиний задерживается в интерстиции во время острой фазы, и на отсроченной визуализации он проявляется по схеме, несовместимой с последствиями коронарной болезни. В целом наблюдается диффузное усиление, которое может не быть полностью глобальным, но не соответствует модели, которую можно было бы ожидать при ишемической болезни сердца. Другие сложные методы контрастной МРТ, такие как Т2-взвешенное изображение, могут позволить выявить отек миокарда, который часто отмечается в острой фазе миокардита. Оценка пациентов с миокардитом на предмет выздоровления проводится по размеру и функции левого желудочка, включая объемы левого желудочка и фракцию выброса. Другие параметры, за которыми можно следить, включают скорости тканевого допплера, которые обычно притупляются при остром миокардите, но увеличиваются до нормальных значений при восстановлении основного процесса.
К другим менее распространенным причинам преходящей и обратимой систолической дисфункции левого желудочка относятся случайные пациенты с феохромоцитомой и катехоламиновым штормом. Эти состояния приводят к эхокардиографической картине, практически идентичной острому миокардиту с общим гипокинезом и тахикардией. Хирургическая резекция феохромоцитомы и удаление избыточного состояния катехоламинов в большинстве случаев позволяет восстановить функцию. Другие редкие причины острой тяжелой систолической дисфункции включают острое токсическое воздействие, такое как токсический яд от укусов насекомых.
Перипартиальная или околородовая кардиомиопатия проявляется дилатацией желудочков, систолической дисфункцией и застойной сердечной недостаточностью в послеродовом периоде. Большинство женщин обращаются за помощью вскоре после родов, хотя у подгруппы будет начальное клиническое и эхокардиографическое проявление в конце третьего триместра беременности. Точный физиологический механизм этого процесса остается спорным. На данный момент точная этиология послеродовой кардиомиопатии не установлена. Тяжесть дисфункции левого желудочка варьируется от легкой до молниеносной, а продолжительность и степень выздоровления варьируются.
Эхокардиография и допплерография выявляют результаты, идентичные таковым при любой другой дилатационной кардиомиопатии. Степень расширения камер зависит от времени начала обследования. Камеры почти нормального размера могут быть обнаружены на ранних стадиях заболевания. Как и при других формах кардиомиопатии, митральная регургитация может встречаться вторично. Диагноз послеродовой кардиомиопатии ставится в контексте кардиомиопатии, впервые отмеченной в послеродовой период, и отчасти является диагнозом исключения. На сегодняшний день на МРТ сердца не было обнаружено каких-либо конкретных результатов.
Миокардит Шагаса. Болезнь Шагаса — это последствия инфекции, вызванной Trypanosoma cruzi. В то время как очаговое апикальное поражение, приводящее к апикальной аневризме с узкой шейкой на эхокардиографии, считается классической аномалией, наиболее частым проявлением миокардита Шагаса является глобальная желудочковая дисфункция, имитирующая поствирусный миокардит или идиопатическую кардиомиопатию. Болезнь эндемична для Южной Америки и редко, если вообще встречается, встречается у людей, не посещающих эндемичные районы.